Смена жизненных циклов товара

Смена жизненных циклов товара

Смена жизненных циклов товара. Смена жизненных циклов товара может происходить не по классическому сценарию, так как на жизненный цикл товара влияет множество различных факторов. Эти факторы подчиняются определенным закономерностям, например: закону возвышения потребностей и закону ускорения темпов общественного развития. При учете смен жизненного цикла товара эти законы должны быть приняты во внимание.


На практике реальные жизненные циклы товаров подвергаются действию множества факторов различной природы. Проявляется и степень проработки товара фирмой-производителем, и учет условий эксплуатации, и конкурентная борьба, и многое другое. Поэтому по своей форме жизненные циклы отдельных групп товаров могут существенно отличаться от классической формы – у них могут наблюдаться всплески, колебания, затягивание отдельных участков и т.д.

История показывает, что смена жизненных циклов товаров подчиняется требованиям следующих законов:

  • Во-первых, закону возвышения потребностей. Каждая удовлетворенная потребность образует основу для возникновения новых, более высоких потребностей и одновременно создает предпосылки для их удовлетворения. Закон возвышения потребностей приводит к необходимости разработки товаров с более высокими потребительскими свойствами (скорость, комфортность, безопасность и т. д.). Кроме того, возрастают и объемы реализации этих товаров в натуральном и денежном выражении. Достаточно вспомнить, что первыми марками автомобилей и телевизоров пользовались десятки покупателей, а сейчас их численность составляет миллиарды человек. Да и по потребительским свойствам поколения этих товаров сравнивать трудно.
  • Во-вторых, жизненный цикл товаров подчиняется закону ускорения темпов общественного развития. В соответствии с этим законом природы все процессы, протекающие в обществе и приводящие к конечному результату, обнаруживают тенденцию к ускорению их протекания. Как следствие этих законов, ускоряется также процесс создания и обновления новых образцов продукции, сокращается жизненный цикл товаров.

Нетрудно видеть, что, достаточно глубоко изучив действие этих законов, можно прогнозировать не только их закономерную смену, но и важнейшие параметры еще не родившихся товаров. Это должно значительно облегчить планирование деятельности работников служб производства и маркетинга любой из фирм. В частности можно заранее предвидеть, что:

- объемы продаж и их максимумы будут выше в натуральном и стоимостном выражении для действительно новых товаров;

- жизненные циклы товаров и их отдельные фазы (стадии) будут неуклонно сокращаться, что означает необходимость более динамичных и капиталоемких усилий фирмы при выходе новых товаров на рынок, стабилизации выпуска и снятия устаревших изделий с производства и реализации.

Непрерывная последовательность циклов товаров обуславливает ряд принципиально важных обстоятельств, среди которых отмечаются следующие.

  • Во-первых, разработка новых товаров (новых поколений товаров) на смену старым товарам должна происходить в недрах еще относительного благополучия старых товаров. Если этого не делается своевременно, фирма теряет перспективу. Если этого не делает фирма, не исключено, что это делает ее конкурент, значит, у него дела будут идти лучше. Поэтому разработка на перспективу, на смену имеющимся товарам должна иметь характер закона для любой фирмы. Это требование должно быть органично включено в стратегию деятельности фирмы.
  • Во-вторых, новый товар должен обладать не только более высокими потребительскими свойствами, но и должен быть рассчитан на более массового покупателя. Для этого надо продумать вопросы, связанные с созданием модификаций товара, предназначенных для покупателей с различными доходами, потребностями, вкусами и т.д. Кроме того, необходимо побеспокоиться о том, чтобы затраты на новый товар были не слишком велики, иначе можно потерять многих покупателей. Да и конкурент может создать более дешевый товар, что может быть значительно большим, чем неудобство для данной фирмы.

Оставить комментарий