Методы исчисления цен

Методы исчисления цен

Методы исчисления цен. Существует два основных метода установления цен на продукцию предприятия: затратный и ценостной.

Метод исчисления цен от размера фактических затрат относится к традиционным методам, поскольку он позволяет гарантированно формировать прибыль в цене продукции (работ, услуг). В этом случае используют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции. Краткосрочный нижний предел цены — это цена, способная покрыть лишь переменные затраты на стадии освоения производства. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».

Однако затратные цены не учитывают состояние рынка, место продукта на рынке, конкуренцию. Обычно применяют сочетание из трёх приведённых требований.

На продукцию могут бить установлены:

  • официальные цены — обязательные для продавцов и покупателей;
  • регулируемые цены одинаковые для всех покупателей данного вида продукции у предприятия;
  • договорные цены — разные для разных покупателей в зависимости от ряда факторов (размера партии продукции, постоянства покупателей, условий оплаты и др.).

Официальные и регулируемые цены устанавливаются на основе цен мирового рынка или обоснованных затрат на производство. Договорные цены устанавливаются на основе индивидуальных затрат или в результате колебаний спроса и предложения.

Затратный метод ценообразования присущ российским предприятиям и состоит в следующем. Инициатива производства новой продукции исходит от конструкторских служб, которые предлагают изделие с параметрами и свойствами, соответствующими современному техническому уровню. Затем проект поступает к технологам, экономистам и бухгалтерам. После чего ставится вопрос о выделении инвестиций для обеспечения производства нового изделия, определяя цену, способную покрыть планируемые затраты и желаемый уровень рентабельности. Такой результат не всегда оправдывает ожидания. Для привлечения покупателей начинают искусственно разрабатывать систему скидок к установленной цене, что не всегда достигает цели.

Метод ценностного подхода к ценообразованию состоит не в том, чтобы покупатели были довольны. Это легко достичь за счёт больших скидок с цен. При ценностном ценообразовании маркетологи и менеджеры сбыта должны суметь убедить покупателей в том, что стоит приобрести именно этот товар, поскольку он им куда полезнее, чем они думали вначале, но при этом достигать выгодного для производства соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счёт максимального наращивания объёмов продаж.

При расчёте экономически обоснованной цены экономисты должны соблюдать ряд условий:

  • обосновывать состав затрат, который следует учитывать при принятии решений;
  • выбирать соответствующий метод калькулирования;
  • определять уровень производства, при котором постоянные затраты минимальны;
  • рассчитывать сумму прибыли.

Предприятию предоставляется возможность, осознать своё положение на рынке в целом и предсказать реакцию потребителя на предлагаемую продукцию.

Оставить комментарий