Информационное обеспечение ценообразования

Информационное обеспечение ценообразования

Информационное обеспечение ценообразования. В статье рассмотрено какое информационное обеспечение необходимо на предприятии, чтобы предприятие осуществляло эффективную ценовую политику.


По своей сути ценовая политика является системой маркетингового исследования цены, постоянный мониторинг и изменения цены в зависимости от изменения экономической среды, которая окружает предприятие. К основным элементам ценовой политики относятся: информационное обеспечение ценообразования; анализ ценовой политики; планирования; приспособление; регулирование цены.

Эффективность функционирования любой системы, в том числе ценообразования, во многом зависит от информационной базы. Под системой информационного обеспечения понимают процесс непрерывного, целенаправленного получения информации, различных показателей, без которых невозможно сделать анализ системы ценообразования, разработать цену и принять управленческое решение по проблемам ценовой политики.

Информационная база имеет большое значение для эффективности принятия соответствующего решения. Поэтому эта информация должна соответствовать определенным требованиям. Главные из них такие:

  • Полезность. Это требование определяет, насколько полученная информация влияет на принятие соответствующих решений, насколько она является полезной для разработки и определения цены на товар предприятия в целом. Кроме того, она должна использоваться для разработки внутренних и текущих планов и разработок.
  • Объем информации. Информация должна иметь завершенный характер, то есть в полном объеме характеризовать различные аспекты деятельности предприятия. Показатели, которые получает предприятие, должны удовлетворять потребности для проведения всестороннего анализа и их планирования.
  • Фактичность. Информация должна отражать реальное состояние деятельности предприятия, характеризовать не только внутреннюю, но и внешнюю экономическую среду, включая правовые аспекты, законодательную базу, различные экологические факторы, которые влияют или могут повлиять на деятельность предприятия.
  • Динамизм. Информация должна отражать этап дел на конкретный момент, причем это касается как прошлого времени, так и современного и будущего. Надо иметь в виду характер информационных потоков и сроки их получения. Важное значение имеет оперативность получения информации, и чем меньше время ее прохождения от момента совершения любого события до периода получения ее руководством предприятия, тем более эффективное решение может быть принято. Кроме того, информацию нужно постоянно обновлять и дополнять.
  • Эффективность. Получение информации не должно быть дороже, чем польза от ее получения при подготовке и принятии решения.

Информация для ценовой политики может разделяться по различным признакам. Например, всю маркетинговую информацию разделяет на две группы: о прошлом и о будущем. В свою очередь каждая из них делится также на различные виды.

Так, информация о прошлом делится на:

  • постоянную - информация на товары, например, повседневного спроса, на которые цена постоянная и не меняется в течение, хотя бы, года. Эта информация собирается в относительно постоянных статистических формах в течение длительного времени (месяц, квартал, полугодие, год). Сбор такой информации налажен, обработка ее автоматизированная, и результат наиболее прогнозируемый;
  • эпизодическую - информация на товары, которые появляются лишь на краткосрочный срок, удовлетворяют временный спрос потребителей, цены не являются устойчивыми и определяются в основном на основании временного спроса и предложения. Эта информация является дополнительной, применяется при наступлении различных форс-мажорных обстоятельств и используется для углубленного изучения тех изменений, которые происходят или могут произойти на рынке;

  • периодическую - информация на товары относительно устойчивого спроса, цены на которые меняются не очень часто или вообще не изменяются, но при этом их нужно постоянно отслеживать в течении длительного времени;
  • мгновенную - информация на товары, которые только появляются на рынке, цены на которые еще не определены в конечном варианте и в большинстве случаев являются базовыми для расчета цен в дальнейшем;
  • производителя - информация о ценах, которые устанавливает производитель, исходя из своих затрат и в большинстве случаев не очень учитывая спрос потребителей. Предприятие должно также собирать информацию не только со своего производства, но и всей группы товаров-аналогов, чтобы иметь представление об изменениях цен на товары у конкурентов и возможные последствия этих изменений;
  • покупателя - информация о ценах, которые устанавливаются на товары и услуги под влиянием рынка и его изменения. При сборе этой информации определяется спрос на товары и услуги, возможные его изменения, изменения в приоритетах потребителей, информированность их о достижениях научно-технического прогресса и др.;
  • первичную - информация о ценах на товары или услуги, которые устанавливаются в начале реализации, исходя из рыночной среды и состояния конкуренции. В большинстве случаев они базируются на ценах товаров-аналогов или справочных ценах;
  • вторичную - информация о ценах, которые устанавливаются на товары и услуги после первичного насыщения рынка этими товарами с учетом изменений, которые произошли на рынке.

Оставить комментарий