Классификация центров ответственности

Классификация центров ответственности

Классификация центров ответственности Существует несколько классификаций центров ответственности. В статье представлена классификация исходя их функций выполняемых центром ответственности.


Любое предприятие условно можно представить как одновременная деятельность нескольких взаимосвязанных центров, где совершаются определённые действия от заготовки исходных компонентов до полной реализации готовой продукции, работ, услуг и получением чистой прибыли.

Для успешной организации управленческого учёта по центрам ответственности их необходимо классифицировать по типам, исходя из:

  • объёма полномочий и ответственности;
  • функций выполняемых центром.

Что такое типы центров ответственности? В целях организации устойчивой системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделять пять типов основных центров ответственности (центр принятия управленческих решений, далее - ЦО), исходя из объёма полномочии и ответственности:

  • ЦО по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;
  • ЦО по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление;
  • ЦО маржинального дохода;
  • ЦО по прибыли включает управление финансами и экономикой;
  • ЦО по инвестициям включает управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.

Чёткое определение функций ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии.

Данная классификация основана на разделении центров ответственности по видам доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.

В предприятиях промышленного направления немаловажное значение имеет подразделение центров ответственности исходя из выполняемых ими функций на основные и вспомогательные.

Основные центры ответственности формируются на базе структурных производственных подразделений, предназначенных для производства основной продукции выполнением работ и оказанием услуг для потребителей. Затраты на их деятельность в полном объёме списывают на себестоимость продукции (работ, услуг).

Вспомогательные центры ответственности формируются в составе финансовой структуры для обслуживания основных центров ответственности. Затраты на обеспечение их деятельности сначала перераспределяют по основным центрам ответственности, а уже потом в качестве прочих затрат основных центров включают в себестоимость продукции, работ, услуг. К таким центрам относится административно-хозяйственный отдел (АХО), ремонтная служба и др.

Источник: И.Е. Глушков, Управленческий учет на современном предприятии. Настольная компактное пособие по управленческому учету.

Оставить комментарий