Процесс бюджетного управления

Процесс бюджетного управления

Процесс бюджетного управления .Процесс бюджетного управления состоит из следующих стадий: формирование бюджета; учет фактических данных и контроль исполнения; анализ исполнения и отчетность; принятие управленческих решений.


Процесс бюджетного управления осуществляется в следующей последовательности:

1. В соответствии с утверждённым регламентом на основе поставленных целей (планов на очередной период — год) все центры финансовой ответственности (ЦФО) формируют свои бюджеты в разрезе экономических статей, данные которых, консолидируются на уровне предприятия, и на их основе создаются три основных прогнозных бюджета: бюджет доходов/расходов, бюджет движения денежных средств и сводный прогнозный баланс. Эти прогнозные документы дают возможность на стадии планирования представить в конкретных финансовых показателях ликвидности, рентабельности и стоимости то состояние предприятия, к которому оно должно прийти, если осуществятся все решения руководства, запланированные по достижению поставленных целей. Если руководство путём анализа, убеждается в том, что такой ожидаемый результат его устраивает, план утверждается и становится директивным документом, обязательным для исполнения для всех ЦФО и предприятия в целом. При наличии отрицательных моментов по отдельным показателям, бюджеты возвращаются для доработки и корректировки.

2. Учёт фактических данных и контроль отклонений. Приступая к практической реализации своих планов, все ЦФО и предприятие в целом осуществляют свою текущую деятельность, отражая фактические данные в бухгалтерских регистрах Аналитические регистры бухгалтерского учёта должны быть так построены, чтобы без дополнительных выборок (затрат труда бухгалтеров) получать выходную информацию, отвечающую всем требованиям исполняемых бюджетов (что планировали). Выполнение своих функциональных обязанностей каждое подразделение осуществляет в рамках бюджета своего ЦФО, неся ответственность, таким образом, за его исполнение, что должно гарантировать предприятию получение запланированного финансового результата. Для контроля над исполнением бюджетов в текущем периоде ведётся постоянное отслеживание возникающих отклонений фактических данных от запланированных. Это позволяет каждому ЦФО и предприятию в целом оперативно выявлять негативные тенденции с целью их предотвращения на ранней стадии развития ситуации. Выполнение бюджета отдельными ЦФО и предприятием в целом рассчитан на достижение поставленных целей. Для этого устанавливается зависимость материального вознаграждения/наказания исполнителей от соблюдения/нарушения бюджета, которое должно мотивировать (поощрять) персонал и руководство ЦФО на достижение бюджетных показателей.


3. Анализ исполнения и отчётность. Анализ осуществляется на всех стадиях бюджетного управления. Сначала анализируются планы, потом анализируются возникающие отклонения в текущей деятельности (в текущем периоде). Последним проводится анализ отчётности о фактическом выполнении бюджетов ЦФО и всего предприятия как на промежуточных этапах (неделя, месяц, квартал) так и после завершения бюджетного периода (год). Руководителям предоставляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде.

4. Принятие управленческих решений. Данные анализа используются для:

  • принятия управленческих решений — в текущем режиме,
  • корректировка планов — по результатам завершения бюджетного периода,
  • формирования нового бюджета на следующий плановый период.

Далее следует разработка бюджета на следующий год, и все описанные выше действия повторяются в том же порядке.

Источник: И.Е. Глушков, Управленческий учет на современном предприятии. Настольная компактное пособие по управленческому учету.

Оставить комментарий