Для чего нужен факторинг

Для чего нужен факторинг

Для чего нужен факторинг Одним из финансовых инструментов пополнения оборотных средств промышленного предприятия является факторинг. В статье рассмотрено что такое факторинг, и чем он отличается от кредита.


Основной задачей коммерческого отдела производственного предприятия является реализация всей произведенной продукции. Промышленное предприятие работает, как правило, в условиях жесткой конкуренции. Это значит, что условия продаж диктуют покупатели. Одним из ключевых параметров сделки, которое во многом определяет конкурентное преимущество конкретного производственного предприятия, является предоставление отсрочки платежа. Чем больше отсрочка платежа, тем, с точки зрения покупателя, лучше сделка. И перед производственным предприятием встает дилемма: с одной стороны, для увеличения объемов реализации надо предоставлять отсрочку платежа и чем длиннее отсрочка платежа, тем больше реализация; с другой стороны, «здесь и сейчас» необходимы денежные средства для погашения своих обязательств перед персоналом, бюджетом, поставщиками. Для разрешения этой проблемы и существует факторинг.

Факторинг – это комплекс услуг, которые предлагают банк или факторинговая компания, для производителей или поставщиков продукции, ведущих свою деятельность на условиях отсрочки платежа. Последовательность этапов при факторинге состоит в следующем:

  1. Между продавцом товара и факторинговой компанией заключается договор факторинга;
  2. Продавец отгружает покупателю продукцию на условиях отсрочки платежа;
  3. Возникающую дебиторская задолженность, подтвержденную счетами-фактурами или другими платёжными документы, продавец уступает факторинговой компании;
  4. Факторинговая компания перечисляет продавцу товара, как правило, до 90% от стоимости отгрузки.
  5. Покупатель продукции перечисляет денежные средства факторинговой компании, которая в свою очередь, после полной оплаты сделки покупателем, перечисляет оставшиеся денежные средства (за минусом процента за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги) продавцу.

Таким образом, участниками факторинговой сделки являются три стороны:

  1. фактор (факторинговая компания или банк) – покупатель дебиторской задолженности;
  2. поставщик товара (кредитор);
  3. покупатель товара (дебитор).

В современных условиях — услуги факторинга, это не только финансирование отгрузки, но и управление дебиторской задолженностью, которое включает в себя:

  1. контроль состояния дебиторской задолженности;
  2. напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты;
  3. проведение сверок с контрагентами.

Существует несколько видов факторинга, но для производственного предприятия наиболее интересная классификация факторинга по степени принятия риска: факторинг с регрессом и факторинг без регресса.

Регрессный факторинг. В случае невозможности взыскания с должника суммы в полном объеме, убытки факторинговой компании возмещает клиент, который переуступил такой «некачественный» долг.

Безрегрессный факторинг. Все убытки, в рамках выплаченного финансирования клиенту, несет факторинговая компания.

При заключении договора факторинга, факторинговая компания оценивает, прежде всего, финансовое состояние покупателя (дебитора) – того, чей долг уступается фактору. Если покупатель хороший, то фактор с радостью финансирует сделки, а если плохой, то потенциальный клиент факторинговой компании получает отказ в финансировании. В этом заключается основное отличие кредита от факторинговых операций. Оценивается не производственное предприятие, а контрагент производственного предприятия. Помимо этого условия существует еще целый ряд отличий кредита от факторинга. Более подробно можно познакомится например по ссылке “Факторинг”


У факторинга есть один существенный недостаток: стоимость услуг факторинга дороже стоимости привлечения банковского кредита. Так как помимо платы за использования кредитными средствами (здесь процент в основном выше, чем процент по кредиту) факторинговая компания взимает плату за различные услуги. Например, плата за оформление документов.

Таким образом, факторинг можно использовать в следующих случаях:

  1. Если предприятие испытывает трудности при обращении к «классическим» источникам финансирования: кредиты банков, прямые инвестиции. То есть если существуют проблемы с предоставлением залога, имеется негативная кредитная история;
  2. Есть значительный потенциал увеличение объема продаж, но не хватает оборотных средств;
  3. Если предприятие создано недавно и не имеет качественного залога и положительной кредитной истории;
  4. Если есть потребность в быстром получении финансирования. Оформление кредитов в банках помимо предоставления множества документов еще и часто затягивается по срокам на 2-3 и более месяцев.

Оставить комментарий