Бюджет предприятия. Основные понятия

Бюджет предприятия. Основные понятия

Бюджет предприятия. Основные понятия. Бюджет предприятия — ключевой элемент в организации управления любого предприятия. В статье рассмотрены основные моменты бюджета предприятия: определение, требования, которым должен удовлетворять бюджет, приведены примеры нескольких бюджетов.


Бюджет является одним из важнейших элементов в системе планирования и контроля над деятельностью предприятия. Под термином «бюджет» в управленческом учет понимается некий документ, который удовлетворяет следующим условиям:

  1. Содержит расходы или доходы, или то и другое вместе;
  2. Документ должен быть создан до момента выполнения описываемых в документе действий.

Таким образом бюджет предприятия в управленческом учете может не содержать одновременно доходы и расходы, и более того он может целиком состоять из неденежных (натуральных) показателей: штуки, нормо-часы. Примером бюджета в натуральном выражении может быть расчет потребности в материалах или планирование реализации. Очень важным моментом является то, что подготовка бюджета это всегда планирование деятельности предприятия, поэтому ключевым параметром является период для которого составляется бюджет.

Бюджет может быть представлен во множестве вариантов, и в отличие от формализованных бухгалтерских отчетов, бюджет не имеет стандартизированных форм. Форма бюджета зависит от того, что является предметом составления (отгрузки, потребность, продажи), от размера организации (малые, средние и крупные предприятия), от опыта и квалификации разработчиков, от целей преследуемых при составлении бюджета и от много чего еще. Исходя из этого, при подготовки бюджета необходимо ясно формулировать его название.

Реальную форму представления бюджета выбирает его разработчики, то есть предприятия сами разрабатывают собственные формы бюджета, но при разработке должно выполнятся основное правило: бюджет должен представлять ясную и понятную информацию для пользователя. Излишняя информация мешает пользователю воспринять необходимые данные, а недостаток может привести к неверному толкованию данных из бюджета.

Практически все организации составляют бюджеты. Бюджеты разрабатываются как для предприятия в целом, так и для его подразделений. Степень детализации бюджета зависит от многих причин. Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период, как правило год, с разбиением на более мелкие периоды (квартал или даже месяцы). Основным показателем, который планируют с помощью бюджета большинство организаций является план по прибыли.


Оставить комментарий