Процедура бухгалтерского учета

Процедура бухгалтерского учета

Процедура бухгалтерского учета. В статье описаны этапы обработки информации о хозяйственных процессах, которые составляют процедуру бухгалтерского учета. Теория бухгалтерского учета.


По мере развития бухгалтерского учета сложилась последовательная и логически выраженная процедура отражения информации. Основная бухгалтерская процедура — это перечень этапов обработки информации о хозяйственных процессах, описание принципов сводки (обобщения) этой информации и условий, внутреннего взаимного контроля правильности данных.

Процедура бухгалтерского учета предусматривает следующие этапы: инвентарь, вступительный баланс, журнал, Главная книга, оборотная ведомость и заключительный баланс.

Инвентарь — это опись всех имеющихся у предприятия средств, а также долги физическим и юридическим лицам и его должники, с которыми у предприятия имеются определенные отношения. К нему относятся основные средства, нематериальные активы, материалы, готовая продукция, товары отгруженные покупателям, касса, расчетный счет, задолженность поставщикам за полученные, но еще не оплаченные материальные ценности, задолженность персоналу предприятия по оплате труда, задолженность банку по полученным кредитам и др.

Весь инвентарь при открытии предприятия преобразуется и группируется в таблице определенной формы, которая называется вступительным балансом.

В активе баланса показывается состав средств, в пассиве — их источники. Актив всегда должен быть равен пассиву, так как и в той и в другой части баланса показывают одни и те же средства, но в разной группировке.

Баланс составляется на определенную дату, как правило, на первое число каждого квартала. Он отражает статику средств и не может отражать те изменения, которые происходят на предприятии ежедневно.

Изменения в составе средств и источников вызваны хозяйственными операциями (фактами хозяйственной деятельности), из которых складываются хозяйственные процессы, протекающие на предприятии. Каждый факт меняет состав средств или источники, или состав и источники средств одновременно. Все факты по мере их возникновения регистрируются в журнале в хронологической последовательности. Отсюда и запись называется хронологической. Для отражения изменений каждого вида средств и источников в бухгалтерском учете открываются счета. На счетах отражаются хозяйственные операции.

Запись, в которой указываются содержание хозяйственной операции, сумма, дебет и кредит счетов, называется бухгалтерской проводкой (контировка, статья).


Бухгалтерские проводки регистрируются в Главной книге. Она представляет собой совокупность счетов. В Главной книге систематизируются регистрируемые бухгалтерские проводки. Отсюда и запись называется систематической. Счета в ней открываются на каждую статью баланса. Открыть счет — это значит записать остаток (сальдо) по счету из баланса. Если статья находится в активе то сальдо записывают по дебету счета; если статья находится в пассиве, то сальдо записывают по кредиту счета. Так баланс задает деление всех счетов на активные и пассивные. Сумма всех фактов, отраженных на счете, образует оборот по данному счету.

Счет, как и баланс, разделен на две части. Левая часть счета отражает дебет, правая — кредит. В активных счетах увеличение отражается по дебету, а уменьшение — по кредиту. В пассивных счетах наоборот; увеличение — по кредиту, а уменьшение — по дебету. Каждый факт обязательно фиксируется по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. По окончании отчетного периода по данным Главной книги составляется оборотная ведомость.

В оборотной ведомости представлены три пары равных итогов: сальдо начальное дебетовое и кредитовое; обороты по дебету и кредиту счетов; сальдо конечное дебетовое и кредитовое.

Сальдо начальное дебетовое и кредитовое равны между собой, так как эти суммы выписаны из баланса, в котором актив и пассив равны. Обороты дебетовые и кредитовые равны между собой, так как каждый факт отражается дважды по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. На основе сальдо конечного оборотной ведомости составляется заключительный баланс, в котором сальдо дебетовое образует актив, а сальдо кредитовое — пассив.

Оставить комментарий