Что такое бюджет в общем понимании?

Что такое бюджет в общем понимании?

Что такое бюджет в общем понимании? Бюджет на предприятии выполняет три основных роли: количественное выражение плана; средство контроля; метод регулирования.


Бюджет — это количественное выражение плана, средство контроля над его выполнением и метод регулирования. Основной бюджет предприятия охватывает все производственные подразделения, сферу реализации, распределение и финансирование. Бюджетирование, как метод бюджетного управления, является самой нижней (главной, итоговой) ступенькой, в рамках которой планируются действия, через исполнение которых осуществляется реализация всей вертикали планов — стратегических и оперативных.

Как известно, планирование любой деятельности начинается из определения миссии будущей организации (предприятия) на рынке услуг. Ориентировочно с прицелом на ближайшие 15-20 лет намечается, какое место может занять вновь создаваемое предприятия или новый вид деятельности на рынке производства продукции, работ, услуг. То есть, в какой отрасли экономики можно заняться бизнесом. На основании таких прогнозов определяют цели, к решению которых должно стремиться предприятие долгие годы, то есть точнее, определить регион расположения будущего предприятия. Прежде чем окончательно определить, где расположить предприятие и вид продукции, анализируют внешнюю и внутреннюю среду, которая либо будет сопутствовать успеху, либо тормозить и противостоять этому. На следующем этапе приступают к планированию стратегий (разработки стратегических планов с разбивкой на 2-4 пятилетки). И уже на ближайшее пятилетие разрабатывают оперативный план действий с разбивкой по годам. В соответствии с принятой на предприятии методикой, на ближайший год во исполнение годового плана выполняется бюджетное планирование.

Выше приведена система планов в общей схеме управления предприятием. Стратегический план развития предприятия, принятый к исполнению, уже в следующем году включает в себя план мероприятий по достижению поставленных целей, задач, которые в свою очередь имеют своё финансовое выражение (обеспечение) в виде отдельных статей затрат бюджетов предприятия (инвестиционный проект превращается в инвестиционную программу). Реализация оперативных планов одновременно означает и реализацию части стратегического плана предприятия. Если текущие показатели, рассчитанные в соответствии со стратегическими целями, не соответствуют плановым, то и стратегический план по их реализации выполнен не будет.


Это значит, что бюджетное управление органично встраивается в систему стратегического управления, и, осуществляя повседневную деятельность, помогает выполнению стратегических планов предприятия. Взаимосвязь стратегического и бюджетного управления начинается с формулировки миссии фирмы (компании, предприятия), в соответствии с которой будет определяться дальнейшая её деятельность, затем следует постановка целей и разработка стратегии по их достижению. В рамках стратегических разработок подготавливается план мероприятий, с закреплением ответственных, согласно организационным структурам предприятий, по их реализации. Все запланированные мероприятия будут представлены в финансовом плане о виде различных бюджетов предприятия.

Источник: И.Е. Глушков, Управленческий учет на современном предприятии. Настольная компактное пособие по управленческому учету.

Оставить комментарий